На что обратить внимание!

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

 

 

 

Какие причины приводят к нарушению чтения и письма?

  1. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
  2. Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
  3. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
  4. Причиной нарушения чтения и письма может быть расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
  5. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (про таких говорят, что у них «каша во рту»).

Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер.

Нарушения письма

Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации специалиста.

Возраст

Типы и виды ошибок

Пояснения

Младшие

школьники

I. Ошибки звукового состава

1. Замены согласных.

2. Замены гласных.

3. Пропуски согласных.

4. Пропуски слогов и частей слова.

5. Перестановки.

6. Добавления.

7. Раздельное написание частей слова.

8. Пропуски гласных.

II. Лексико-грамматические ошибки

1. Нарушения согласования

2. Нарушения управления.

3. Замена слов по звуковому сходству.

4. Замена по семантическому сходству.

5. Пропуски слов.

6. Слитное написание слов.

III. Графические ошибки

1. Замена букв по количеству элементов.

2. Замена букв по пространственному расположению.

3. Зрительное письмо букв.

4. Общее искажение букв.

IV. Ошибки на правила правописания

1. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных.

3. Правописание мягких согласных.

4. Правописание безударных гласных в корне слова и. т.д., в этот пункт включаются все правила, которые изучал ребенок.

V. Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе.

1. Если перечисленные ошибки носят повторяющийся характер (искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме и. т. д.), то Вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Ошибки письма могут по причине утомляемости, отвлекаемости. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.

2. Многие нормальные дети, которые начинают учиться писать, делают ошибки, но они носят временный характер и со временем исчезают. У детей же страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер

 

 

Нарушения чтения

Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации специалиста.

Возраст

Ошибки при чтении

Пояснения

Младшие школьники

- пропускает звуки;

- добавляет ненужные;

- искажает значение слов;

- смешивает буквы сходные по начертанию;

- переставляет буквы местами;

- пропускает начальные слоги слов;

- путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих;

- путает при чтении мягкие и твердые согласные;

- допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков;

- низкая скорость чтения;

- не понимает прочитанное.

1. Если перечисленные ошибки носят повторяющийся характер (в заменах букв, перестановках, пропусках и т.д.).

Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомляемости, отвлекаемости.

Но эти ошибки не будуттипичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.

2. Многие нормальные дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.