С рождения малыш слышит речь, постепенно запоминает разные слова и начинает сам учиться говорить: от гуления (произношение гласных звуков в 2-3 мес.) до фразовой речи (употребление предложений к 2,5 лет). К трем годам жизни ребенок успевает накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире. Дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. Но часто, в результате различных причин, после специального обследования, у детей отмечается нарушение речевого развития. Чтобы речь нормально развивалась, ребенку необходимо постоянное общение со возрослыми и сверстниками, а при ее нарушении необходимы коррекционные занятия и специальные упражнения.
В нашем детском саду каждой неделе соответствует определенная лексическая тема, например: «Осень», «Овощи», «Фрукты» (сентябрь), «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима. Зимние развлечения» (декабрь). Тематика недели учитывается при организации специальной образовательной деятельности, в режимных моментах, играх, самостоятельной деятельности детей. Словарь пополняется новыми словами, ребята учатся составлять предложения, рассказы, соответственно лексической теме. Что бы говорить правильно без грамматических ошибок необходимы специальные дидактические игры и упражнения. Поиграйте со своим ребенком во время прогулки, возвращаясь из детского сада домой, дома, во время поездки в транспорте.
1. «Один – много», темы «Овощи», «Животные» и др.
- Я буду называть один предмет, а ты много: помидор - … (помидоры), огурец - … (огурцы); кот - … (коты), олень – … (олени) и т.д.
2. «Назови ласково».
- Я назову большой предмет, а ты назови ласково маленький предмет: огурец - … (огурчик), машина - … (машинка) и т.д.
3. «Чего (кого) нет?».
- Я назову предмет, а ты скажи, что его нет у тебя: карандаш - …(нет карандаша), кресло - … (нет кресла) и т.д.
4. «Чья лапа? Чей хвост?» (новые слова должны отвечать на вопрос «какая», «какой»), темы «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы».
- У медведя медвежья лапа, медвежий хвост, а у зайца … (заячья лапа, заячий хвост) и т.д.
5. «Какой сок?», темы «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».
- Из брусники сделали брусничный сок, а из яблок … (яблочный сок) и т.д.
«Из чего какой, какая, какие?», темы «Одежда», «Обувь», «Мебель» и др.
- Сапоги сделали из кожи – кожанные сапоги, платье из шелка – какое платье? (шелковое платье), стул из дерева – какой стул? (деревянный стул) и т.д.
6. «Какой день?», темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
- Днем светит солнце – солнечный день, если мороз – какой день? (морозный день). Дует ветер (ветреный день), пасмурно (пасмурный день), идет дождь (дождливый день) и т.д.
7. «Подружи слова».
- Слова поссорились, подружи их, скажи правильно: ехать автобус - … (едет автобус), падать лист - … (падает лист), красный машина (красная машина) и т.д.
8. «Что делает? Что делают?».
- Что делает машина? (Машина едет, стоит, заводится, тормозит). Что делает кот? (Спит, прыгает, …). Что делают птицы? (Летают, клюют, …)
9. «Посчитай предметы».
- Давай посчитаем машины: одна машина, две машины, три машины и т.д.
10. «Скажи наоборот».
- Дерево высокое, а куст … (низкий). Днем светло, а ночью … (темно). Дедушка старенький, а внук … (молодой) и т.д.
11. «Кто как кричит?», темы «Животные», «Птицы».
- Петух кукарекает, а курица … (кудахчет). Кот … (мяукает), а собака … (лает). И т.д.
12. «Кто, где живет?».
- Кто живет в лесу? (Белка, медведь, …) В поле? В пустыне? В море? И т.д.
13. «Подскажи словечко».
- Подскажи мне нужное словечко: Зимой катаются на …. (лыжах, санках, …). К остановке автобус … (подъехал). На ветку села … (птица, бабочка, …). И т.д.
14. «Соедини два слова».
- Я назову два слова, а ты попробуй их соединить, что бы получилось одно: снег, ходить – снегоход; звезда, падать - … (звездопад); сам, летать – … (самолет) и т.д.
Аналогичных игр очень много в различной литературе. В книжном магазине обращайте внимание на следующие названия книг: «Развиваем речь», «Говори правильно», «Игры для развития речи дошкольников» и др. По необходимости обратитесь к воспитателю или учителю-логопеду за помощью.
Такие задания можно придумать и самим. Несколько раз, поиграв со своим ребенком, он и сам начнет предлагать известные игры и придумывать их сам. С помощью словесных игр незаметно и с пользой пройдет время в поездке.
Регулярное обследование речевого развития детей в детском саду показывает, что нарушение лексико-грамматического строя речи отмечается почти у всех детей старшего дошкольного возраста:
• Дети не знают названия основных предметов, животных и их детенышей, слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Что делает?». Не могут назвать свой адрес, профессии своих родителей.
• Неверно образуют и согласуют слова (два карандашов, Ваня ехать, медведин хвост, в шкафе);
• Не могут составить предложение, говорят и отвечают отдельными словами.
Такие ошибки в речи детей в последствие негативно влияют на обучение в школе.
Что бы ребенок мог запомнить слово и активно использовать его в речи, необходимы многократные повторения не только в детском саду, но и дома. Вот несколько советов, что бы помочь своему ребенку правильно говорить:
• Регулярно играйте в словесные игры. Тактично исправляйте ошибки в речи своего ребенка, помогите ему найти правильный вариант.
• Приобщайте ребенка к чтению художественной литературы! Ежедневно читайте ему сказки, рассказы. Попросите ребенка пересказать вам знакомую сказку по картинкам. Передавая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
• Выучите вместе с ним небольшое стихотворение. Хорошо если слова будут описывать настоящую ситуацию. Например, вы идете с ребенком по улице, идет снег, припоминаются строки:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
• Избегайте употребления в своей речи слов, «загрязняющих» русский язык («ну», «блин» и др.). Если обнаружите такие слова в речи ребенка, попросите их не говорить, объясните, что эти слова ничего не значат и другие слова не хотят с ними дружить.
• Избегайте постоянных слуховых раздражений: работающего телевизора, громкой музыки, громкой речи. Это вредно влияет не только на слуховое восприятие, но и в целом на нервную систему развивающегося организма.
• Обращайтесь за консультацией по речевому развитию к специалистам (психологу, логопеду, медицинским работникам).
• Хвалите ребенка за успехи!
Учитель-логопед: Козлова Е.Г.
Поделиться с друзьями: