Особенности мотивации у дошкольников с речевой патологией

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»

 

Особенности мотивации у дошкольников с речевой патологией.


Сихварт Елена Николаевна,
учитель-логопед

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Следует различать понятия мотив и цель.
Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.
Обучение невозможно, если у ребенка отсутствует соответствующая потребность.
В 40-50-е годы прошлого века Роза Евгеньевна Левина занималась разработкой принципов дифференцированного подхода при обучении детей с речевыми нарушениями. В книге «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», Левина применяет системный анализ речевой и психической недостаточности алаликов и группирует детей на основе преимущественного нарушения фонематического восприятия, зрительного (предметного) восприятия, мотивационных процессов (психической активности) и пространственных представлений.
Группа детей «первичной неполноценностью» в сфере мотивационных процессов, определяющей особенность не только речевых нарушений, но и познавательных возможностей детей была впервые выделена в 1951 году Р.Е. Левиной. Автор подчеркивала «сложный характер проявлений преобладающей аномалии» и относила к нарушениям мотивационных процессов «различные формы расстройств психической активности». Описанные ею дети «не обладают развитой направленностью побуждений, необходимых для преодоления значительных трудностей, связанных с овладением речью». Нарушение мотивационных процессов в ряду других преобладающих нарушений, выступают, как «препятствия» для развития речи и коррекционной работы; и ребенок, даже обладая «подготовленностью предметного восприятия и полноценным фонетическим восприятием, для того чтобы овладеть речью, нуждается в достаточной мотивационной направленности, формирующей познавательную активность ребенка».
Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное значение не только для теории и практики логопедии, но и основополагающее значение для понимания роли мотивационных процессов в структуре речевого дефекта.
При анализе более поздних источников, посвященных особенностям психического развития детей с нарушениями речи, обнаружилось, что специальных исследований мотивационной сферы таких детей практически не проводилось. Авторы работ лишь констатируют факты нарушения мотивации у детей с различными видами речевой патологии.
Из специальных исследований, посвященных изучению речи и поведения детей с недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Н. Н. Трауготт), известны некоторые особенности, которые можно отнести к расстройствам мотивационной сферы. Суммируя наблюдения авторов, В. К. Воробьева выделяет два вида несформированности мотивационной основы деятельности, условно называя их «поведенческим» и «речевым негативизмом». Первый из них заключается в том, что ребенок с алалическим дефектом отказывается от всех видов (как речевых, так и неречевых) общения с взрослыми и сверстниками. «Речевой негативизм» выражается в отказе от речевых форм общения при сохранности общения на уровне паралингвистических средств: жестом, мимикой, интонацией, позой.
В связи с нарушением всех компонентов деятельности у таких детей наблюдаются и изменения мотивационного звена общения. Один из важнейших мотивов общения — мотив аффилиации.
Мотив аффилиации — (от англ. affiliation соединение, связь) обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с окружающими.
В связи с нарушением речи у детей наблюдается нарушение мотива аффилиации, который зачастую заменяется мотивом отвергания, проявляющимся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми. Доминирование у человека мотива отвергания формирует стиль его общения с окружающими, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.
Речевая деятельность нужна для общения. У детей с речевой патологией количество целей общения значительно уменьшается в силу имеющегося дефекта, преобладает ситуативное общение в пределах бытовой тематики.
Таким детям свойственно сужение возможностей коммуникации. Низкий уровень языковой способности определяет и соответственно низкий уровень коммуникации. Поэтому важно расширять коммуникативные способности ребенка с целью формирования и развития у него смысловой системы и связи личности с миром.
Ввиду изменений личности ребенка с речевой патологией измененными оказываются и мотивы деятельности.
Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
Виды мотивации: Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мама купит мне машинку). Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).
Особенностью детей с нарушениями речи является их отношение к самой проблеме. В ряде случаев ребенок сам не осознает своего дефекта, а значит и не ощущает необходимости в его исправлении. Привлечение его внимания к проблеме может привести к стрессу и психологическому дискомфорту. Значит, необходимо искать другие пути стимулирования интереса к занятиям.
В других случаях дети, особенно с тяжелыми нарушениями речи, могут проявлять речевой негативизм. Эта проблема также требует внимательности и поиска не травмирующих приемов вовлечения ребенка в процесс занятий.
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:
Словесные
Наглядные
Практические
Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:
Дидактические игры и игровые приемы
Задания, относящиеся к данному типу, следует выбирать очень внимательно. Далеко не каждое из них содержит собственно игровой элемент. Часто обучающая часть превалирует над развлекательной. Однако для детей, особенно с нарушением мотивации, просто выполнять учебное задание педагога является трудным делом, вызывающим быструю потерю интереса и внимания.
При этом подключение эмоций, стремления играть — и выигрывать — побуждает ребенка прикладывать усилия, а значит добиваться результата. Игры по знакомым сказкам или мультфильмам, сюрпризные и «волшебные» моменты поддерживают интерес и внимание к условиям заданий.
В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы: Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)
Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, Федора, Буратино, Айболит и др.)
Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)
Театрализованная деятельность
Этот прием позволяет педагогу активно вовлекать детей в занятия. Кроме того, участвуя в ролевых действиях, ребенок развивает речь, осознает необходимость говорить четче и правильнее. Заучивание роли стимулирует память и произвольное внимание.
Использование в работе образов любимых детских героев привносит радостное настроение, положительный настрой на выполнение заданий.
Соревновательные элементы
Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Педагог предлагает определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин».
Задания и упражнения, направленные на выявление одного победителя, должны использоваться очень аккуратно, с учетом возможностей всех участников. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.
Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».
Чередование видов деятельности
Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет педагогу удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха. Физкультминутки помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Создание ситуации успеха Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.
Сказкотерапия Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере.
Наглядные материалы Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.
Применение ИКТ
В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники на уроках. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание выполнять задание.
Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу. Например, на индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Таким образом, ребенок может наглядно видеть свои успехи по сравнению с началом занятий, что стимулирует к дальнейшей работе.
Визуализация каждого упражнения, возможность самооценки и общий интерес к такому виду учебы повышает результативность занятий, делает их более привлекательными для детей.
Логоритмика и пальчиковые игры. Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.
Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование) Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.
Мульттерапия. С целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка можно использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик— маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики. Смешарики — это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию.
В работе логопеда одним из важнейших составляющих становится мотивационное направление. В отсутствии желания заниматься, практически невозможно добиться значимых результатов. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет выявить его сильные и слабые стороны, повысить самооценку и тем самым стимулировать его интерес к занятиям.

2020г.