Подготовил: учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Морозко»
п. Приозёрный Надымского района»
Нуриева Айгуль Радиковна.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Социальная политика государства изменила свои позиции - понятие «ребенок с ОВЗ», «ребенок - инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Государство взяло на себя ответственность за данную категорию детей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества. Гуманизация образования ориентируется на личность ребенка, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни и легли в основу появления в России инклюзивного образования. И дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Проблема создания инклюзивного образования вызвана прежде значительным увеличением количества детей с ОВЗ. Среди них и дети с нарушением слуха. Значение слуха в жизни человека очень велико. На слух ложится ответственность в развитии речи и голоса. Особое значение играет функциональная работа органов слуха в детстве. Слух, как известно, не заканчивает своего развития с рождением ребенка, а постепенно формируется в течение первых лет жизни. Если случается так, что по тем или иным причинам, слух теряется или ослабляется, то в дальнейшем дети нуждаются в умелом вмешательстве специалистов медико-педагогического профиля. Такие дети зачастую имеют отклонения в развитии речи и голоса, а процесс овладения произношением усложняется вдвойне.
Как показывают работы М.А. Александровской, Л.Г.Парамоновой, Ф.Ф.Рау и исследования др.ученых кафедры сурдопедагогики РГПУ СПб у подавляющего большинства слабослышащих детей дефекты звукопроизношения имеют смешанную (сенсо-моторную) обусловленность.
При недоразвитии фонематического слуха, вследствие непосредственного нарушения слуховой функции, затруднено не только слуховое восприятие, но и формирование четких кинестезий, необходимых для правильного произношения. При нарушениях речедвигательных анализаторов у ребенка неправильно формируется произношение. Из-за неправильных и нечетких кинестезий, поступающих в центральный отдел речеслухового анализатора, имеются серьезные недостатки в слуховом восприятии ребенка, которое формируется в связи с этим не всегда адекватно.
Нарушения, возникающие в речи слабослышащих дошкольников многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положение лингвистики, все виды нарушений подразделяют на два разноуровневые категории:
• замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (по Ф.Ф.Рау) или фонематические, то есть дефекты, при которых нарушается система языка;
• искажения звуков квалифицируются как антропофонические (по Ф.Ф.Рау) или фонетические, при которых нарушена произносительная сторона речи.
Фонетические расстройства могут проявляться:
• в отсутствии звуков;
• в искажениях.
Наиболее часто в речи слабослышащих детей встречаются искажения звуков. Звуки более подверженные искажениям одновременно являются и более сложными по артикуляции. Чем сложнее способы артикуляции звука, тем труднее устанавливается у ребенка правильное его произнесение и тем многообразнее, будут дефекты произнесения этого звука. Наиболее искажаемой группой звуков у данной категории детей являются: [с], [ш], [х]. Наиболее специфичными нарушениями звукопроизношения будут: замена [х] выдохом и «щечное» произношение [ш].
Не менее специфичны искажения в группе более простых по артикуляции звуков [п], [т], [к]. это и глубокая, увулярная артикуляция звука [к], и дефекты хлопающего, щелкающего характера, обусловленные надгортанным воспроизведением глухих взрывных.
В группе звуков [м], [н] одним из самых специфичных для слабослышащих детей является дефект повышения голоса при произнесении этих звуков в слове и, придающий речи ребенка «качающийся» характер.
Среди звуков [л], [р] специфичными нарушениями являются немая артикуляция [л] и глухое или щечное произношение [р].
Теперь рассмотрим замены звуков, встречающиеся в речи слабослышащих детей, по частоте появления. Условно их можно разделить на две группы.
Частыми являются:
• Замены звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту
артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и[д];
• Замены звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по
участию голоса, например, замена звонких звуков глухими;
• Замены звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему
органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости, например замена мягких твердыми твердых мягкими.
Редкими являются:
• Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования, например, замена фрикативного переднеязычного переднеязычными взрывными [т] (санки – танки)
• Замены звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции, например, замена язычного губно-зубным[ф].
Особого внимания заслуживает такой дефект звукопроизношения как сонантность. Он выражается в замене звонких щелевых согласных гласным звуком типа [ы] или [и].
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Из логопедической практики известно, что реже нарушается произношение тех звуков, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п]. Однако, у слабослышащих дошкольников эти звуки также часто, как и более сложные по артикуляции произносятся неверно.
На звуках [п], [т] очень часто встречается озвончение и частичное озвончение ([п] заменяется на [б] или [пб]; [т] заменяется на [д] или [тд]). Для звуков [м], [н] характерна полная или частичная закрытая гнусавость с озвончением или без него ([м] заменятся [п], [б] или [мп], [мб]; [н] заменятся [т], [д] или [нт], [нд]).
Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что трудности овладения звуковой структурой слова осложняют процесс общения слабослышащих детей, вносят в него черты специфичности, которые необходимо учитывать при формировании речи.
Отметим лишь частные особенности логопедической работы по коррекции нарушений произношения у слабослышащих дошкольников.
1. Основным методом работы над произношением является полисенсорный метод. При проведении занятий по изучению звуковой структуры слова необходимо последовательное проведение языкового анализа и синтеза. Рекомендуется использование таких видов работы, как: чтение слов с разложением их на части, дополнение слогов до слова и т.д.
2. Необходимо систематическое повторение, длительная автоматизация поставленных звуков.
3. Работа над связной речью опирается на формирование самоконтроля на этапе автоматизации и широкой афферентации.
4. Разнообразные виды речевой деятельности, должны соответствовать возрасту и коммуникативным потребностям ребенка.
5. Работа над звуковым составом слова предполагает широкое использование слуховых возможностей слабослышащих детей.
Подводя некоторый итог вышесказанному, отметим, что при формировании произношения у слабослышащих детей, мы должны учитывать как закономерности формирования произношения в норме, так и особенности, которые обусловлены ведущим дефектом развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста// Сб.тр.научн.сессии по дефектологии / Редкол. С.М.Петровский (отв.ред.) и др., М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
2. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушениями письма у слабослышащих учащихся Iотделения. – Л., 1984.
3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.: Педагогика, 1973.
4. Рау Ф.Ф. О механизме произношения у глухих // Вопросы сурдопедагогики. – 1972. – Т.449.
5. Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. – М.: АПН РСФСР, 1960.
6. Белова Н.И. Состояние произношения у глухих дошкольников // Дефектология. – 1970. - №3.
7. Микшина Е.П. Особенности восприятия устной речи дошкольниками с нарушенным слухом //Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. – СПб., 1999.
Поделиться с друзьями: